Доступная среда


 
«Доступная среда» – многоцелевая государственная программа по защите и поддержке отдельных слоев населения, которые ограничены в своих действиях из-за состояния физического или психического здоровья. Иными словами, это комплекс мер, поддерживаемый федеральными и региональными органами власти и направленный на реабилитацию и абилитацию (лечебно-педагогические действия по отношению к ограниченным людям или лицам с подорванной психикой с целью создания для них смысла жизни и иных оптимистических взглядов) инвалидов и других граждан, ведущих малоподвижный образ деятельности.

Нормативно-правовая база

  1. Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2015 г. N 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2020 годы» (с изменениями и дополнениями).
  2. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ
  3. Приказ Минтруда России от 31.07.2015 N 528н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.08.2015 N 38624).
  4. Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 N 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».
  5. Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» (с изменениями и дополнениями).
  6. Письмо Минобрнауки России от 12.02.2016 n вк-270/07 «Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования».
  7. Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи.
  8. Письмо Министерства образования и науки РФ от 7 июля 2017 г. N ТС-267/07 «О направлении информации» (О создании ресурсного класса, позволяющего обеспечить создание необходимых условий, в максимальной степени способствующих получению без дискриминации качественного образования и социальному развитию обучающихся с расстройством аутистического спектра, в т. ч. через организацию системы инклюзивного образования)
  9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
  10. Паспорт доступности Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 20 комбинированного вида»

 

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее  — дети с  ОВЗ)  и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации

 

Ребенок с ОВЗфизическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Обследование детей ПМПК осуществляется по письменному заявлению родителей (законных представителей). Необходимо помнить, что статус может быть изменен, если у ребенка наблюдается положительная динамика в результате оказанной психолого-педагогической помощи.
Ребенок  инвалид

 

лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид». Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.
 

 

Дошкольную образовательную организацию посещают дети с ограниченными возможностями здоровья .Дети  с ОВЗ посещают группы компенсирующей направленности, так и группы общеразвивающей направленности

В группах  реализуется   Адаптированная основная образовательная  программа дошкольного образования «Детский сад №20 комбинированного вида»; Адаптированные образовательные программы   для  детей с ОВЗ соответствующей нозологии. Программы обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников.

 

Информация о созданных условиях для получения образования детьми с  ограниченными возможностями здоровья на основании Постановления Правительства РФ от 17.05.2017 № 575 «О внесении изменений в пункт 3 Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»

 

Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ   В детском саду  предусмотрены отдельные помещения для проведения коррекционно-развивающей работы:сенсорная комната с интерактивным оборудованием на основе функционального биоуправления, биологически обратной связи, песочной терапии с пакетом автоматизированной    психодиагностики. Приобретено балансировочное оборудование , направленное на стимуляцию  вестибулярного аппарата и развитие навыков проприоцепции. Кабинет психолога оборудован сенсорными интерактивными панелями, интерактивным  песочным столом, развивающим материалом , современным программным диагностическим материалом. Оборудована  зона релаксации и отдыха .

Логопедические кабинеты оснащены специализированными компьютерными программными комплексами по коррекции всех компонентов речи;

В наличии: постановочные   и  массажные  зонды; интерактивный стимульный материал, сенсорные тренажеры ; компьютерные  технологии  диагностики и  коррекции общего недоразвития речи, пособия, иллюстративный материал, дидактический материал  по разделам коррекционной работы.

   Игровое пространство групп  полифункционально, легко трансформируемо, доступно. Представлено достаточное количество игр и развивающих пособий. Мягкие модули, настенный коммуникатор со съемными символами  (система альтернативной коммуникации: карточки PECS), подобранная визуализация ,песочный стол, интерактивное оборудование облегчают адаптацию детей с ОВЗ к социуму, позволяют компенсировать отсутствующие навыки, эффективно включать воспитанников в образовательный процесс.

Оборудован  кабинет  робототехнического конструирования, музыкальный и спортивный залы.

Обеспечение доступа в здания ОО детей-инвалидов и детей с ОВЗ Учреждение имеет удобные подъездные пути и подходы от остановок общественного транспорта. Центральный вход   на территорию ДОУ выложен брусчаткой  с нескользящим  покрытием  Группы компенсирующей направленности  расположены на первом этаже
Условия питания детей-инвалидов и детей с ОВЗОборудование и персонал пищеблока осуществляют потребность всех воспитанников в 4-х разовом сбалансированном питании  на общих условиях.  Создание отдельного меню для детей-инвалидов и детей с ОВЗ — не практикуется.

 

Условия охраны здоровья детей-инвалидов и детей с ОВЗ 

Здание  дошкольной организации  оснащено, противопожарной звуковой сигнализацией, необходимыми табличками и указателями с обеспечением визуальной и звуковой информацией для сигнализации об опасности.

Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи и проведения профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний, оказания первой медицинской помощи функционирует медицинский  блок. Медицинский блок оснащён оборудованием, инвентарем и инструментарием в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13. Медицинское сопровождение воспитанников детского сада осуществляет  врач-педиатр  и 2 медсестры.

 

Доступ и информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям детей-инвалидов или детей с ОВЗ Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом дошкольной организации, на котором существует версия для слабовидящих. Имеются мультимедийные средства, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы),телевизор  Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ отсутствуют.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для детей-инвалидов и детей с ОВЗДля общей реабилитации детей-инвалидов и детей с ОВЗ в учреждении имеется мультимедийная  установка, ноутбуки для проведения индивидуальных и групповых занятий, к ним компьютерное обеспечение (развивающие программы);в группах — интерактивные песочные столы